[болг. Климент Охридски] (30-40-е гг. IХ в.- 27.07.916), равноап. (пам. 27 июля; пам. болг. 27 июля и 25 нояб.), еп. Величский, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, основатель Охридской книжной школы.
Второстепенные слав. и греч. источники сведений о К. О. содержат упоминания отдельных фактов его биографии (в т. ч. явно легендарные), подтверждая в основном свидетельства Житий. Самый древний из них - греч. перечень болг. архиепископов, т. н. список (или каталог) Ш. Дюканжа (сер. ХII в.). К. О. упоминается в Житиях равноап. Наума Охридского и службах ему, в т. н. Успении равноап. Кирилла Философа, в Житии кн. Сербского св. Иоанна Владимира и в текстах, посвященных св. Седмочисленникам.
Биографию К. О. можно выстроить с периода после смерти его учителя, равноап. Мефодия; ранний этап реконструируется на основе косвенных данных. Из слов Феофилакта, что К. О. знал жизнь св. Мефодия, «как никто другой, ведь он сопровождал его с младых ногтей и собственными глазами видел все дела учителя» (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 200-201), можно предположить, что К. О. был уроженцем архонтии или «княжения» (церковной области под управлением) Мефодия, скорее всего Стримонской фемы в Сев. Греции, или, что менее вероятно, сблизился с ним в Вифинии (о гипотезе «княжения» Мефодия в М. Азии см.: Тахиаос. 1971. С. 292). О слав. происхождении К. О. свидетельствует его обращение в Похвальном слове к равноап. Кириллу: «Славлю многогласный твой язык, возсиявший на мой народ», и сообщение Димитрия Хоматиана о его происхождении «от европейских мисян, которых многие люди знают также под именем болгар» (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 269). Возможно, он участвовал в Хазарской миссии буд. слав. первоучителей, при монашеском постриге получил имя в честь сщмч. Климента Римского, мощи которого были обретены равноап. Кириллом, и с самого начала просветительской деятельности сопровождал своих учителей в Вел. Моравию. Исследователи предполагают, что К. О. был в числе учеников слав. просветителей, к-рые в 867 г. в Риме по благословению Римского папы Адриана II были поставлены во пресвитеры. После смерти равноап. Кирилла К. О. вместе с Мефодием вернулся в Моравию, но, по всей видимости, в отличие от него избежал заключения и до 873 г. (когда Мефодий был освобожден из герм. плена) продолжал его дело в епархии.
О статусе К. О. при архиеп. Мефодии однозначных данных нет. Известие Димитрия Хоматиана, что Мефодий поставил его епископом Иллирика, считается ошибочным (Милев. Гръцките жития. 1966. С. 170). Н. Л. Туницкий полагал, что он был одним из его викарных епископов, к-рых, согласно лат. источникам (Письмо баварских епископов папе Иоанну IХ, см.: Кирил и Методий. 1934. С. 236-240; MMFH. T. 3. S. 232-243), было трое (Туницкий. 1913. С. 119). Др. исследователи считают, что К. О. был церковным учителем (Снегаров. 1926/1927. С. 237-238; Станчев. 1995. Т. 2. С. 323; Илиев. 2010. С. 53-54).
Феофилакт сообщает, что после смерти Мефодия К. О. вместе с равноап. Гораздом продолжал защищать взгляды своих учителей в спорах с представителями нем. духовенства, однако тема споров, указанная им,- об исхождении Св. Духа от Бога Сына - отражает современную ему полемику между Восточной и Западной Церквами, разгоревшуюся после Великой схизмы 1054 г. Во времена К. О. сторонники и противники кирилло-мефодиевской деятельности спорили о каноничности введения слав. языка в богослужение (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 182). Феофилакт отмечает, что «православных» последователей Мефодия, в т. ч. и К. О., объявили еретиками, заключили в темницу и подвергли «бесчеловечным избиениям», но, подобно чудесному избавлению ап. Петра, по молитве страждущих трижды раздавался шум с небес, земля тряслась, а железные оковы спадали с узников. Затем раздельно друг от друга заключенных вывели из города и изгнали из Вел. Моравии. К. О. вместе с Наумом и Ангеларием направился в Болгарию. Сообщения о холодной погоде во время путешествия позволяют полагать, что их изгнание произошло поздней осенью 885 г., после сентябрьского послания Римского папы Стефана V, запретившего использование слав. языка в богослужении и велевшего изгнать учеников Кирилла и Мефодия. В одном селении их молитвами был воскрешен из мертвых сын приютившего их человека. Из Белграда управляющим (боритарканом) крепости они были направлены «как многоценный дар» болг. кн. Борису, к-рый их с радостью принял. Феофилакт не сообщает о книжной деятельности К. О. в столице Плиске, об этом нет сведений и в др. источниках, но т. к. кн. Борис планировал объявить слав. язык государственным и богослужебным, вероятно, К. О. с другими учениками Кирилла и Мефодия, разными путями попавшими в Плиску, продолжал переводить греч. церковные тексты и обучал слав. языку клириков Болгарской Церкви. Богато одаренный князем, К. О. поселился в г. Девол в обл. Кутмичевица, на юго-западе Болгарии (анализ мнений о причинах переезда в Кутмичевицу см.: Илиев. 2010. С. 75-85).
Из слов Феофилакта, что прежде чем стать архиереем К. О. 7 лет был учителем, следует, что он провел в Плиске не больше года. Однако в силу сакральности числа 7 этот срок может быть условным, поэтому вопрос о продолжительности его пребывания в столице остается открытым. Включение произведений слав. просветителей (К. О., Наума, Константина Преславского и анонимов) в древнейшие редакции славянских Минеи, Триоди, Октоиха и Требника показывает, что в Плиске К. О. участвовал в переводах и составлении основных богослужебных книг, без к-рых введение слав. письменности было бы невозможным, а это требует гораздо больше времени, чем год.
В Кутмичевице К. О. не только укреплял веру, но и просвещал местное население, чтобы помочь кн. Борису в славянизации богослужения и культуры (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 196). Согласно Феофилакту, у К. О. в каждом приходе было ок. 300 учеников («избранных людей»), общее число к-рых достигало 3500 (Там же. С. 197-198, 252). В Житие К. О. Феофилакт включил часть утраченного слав. текста, рассказывавшего об учительстве святого: он занимался как обучением подростков грамотности, так и разъяснял богословские догматы буд. иереям.
Сообщение Феофилакта, что К. О. из учеников поставил «чтецов, иподиаконов, диаконов и священников» неточно, т. к. рукополагать мог только архиерей; возможно, он готовил кандидатов для рукоположения (Там же. С. 198). Вероятно, его ученики создали сеть школ при храмах и мон-рях.
Новый правитель, болг. кн. Симеон, постепенно заменял визант. духовенство болгарским: К. О. стал одним из первых архиереев слав. происхождения. Его хиротония состоялась в период с осени 893 до весны 894 г. в Преславе, куда он прибыл по повелению князя. Согласно Феофилакту, К. О. стал «первым епископом болгарского языка» Древеницы (Дремвица, Дрембица или Драгвиста) или Велици (Там же. С. 199, 255). Топоним «Драгвиста» связывают с землями слав. племени драгувитов, а «Велици» (Великии) - с долиной р. Вардар (в древности Велика) у Зап. Родоп. Вопрос локализации епархии остается спорным: несомненно, она охватывала весьма значительную часть Болгарского гос-ва, включая те области, где ранее был учителем К. О. (обзор мнений см.: Коледаров. 1985. Т. 1; Delekare. 1997; Илиев. 2010. С. 96-104). На основе сообщения списка Дюканжа, что «Климент, ставший епископом Тивериуполя или Велеки, потом был уполномочен Борисом, царем болгар, надзирать и третью часть болгарского царства от Фесалоники до Йерихо и Канины или Тасипията», И. Илиев выдвинул гипотезу, что К. О. мог управлять Болгарской экзархией (Илиев. 2010. С. 112). Но др. исследователи полагают, что Охрид входил в состав этой 3-й части, перешедшей в управление святого (Станчев. 1995. Т. 2. С. 656).
Описание епископства К. О. насыщено библейскими сравнениями и метафорами. Феофилакт подчеркивает, что святой во всем следовал Мефодию и заботился, «чтобы клирики его епархии не уступали ни в чем никому из прославленных». Автор-грек высокомерно отмечает, что К. О. утверждал веру среди «неотесанных» и «скотоподобных» болгар, книжная деятельность была его «орудием осады» при разрушении «стены незнания», благодаря к-рому он стал «новым Павлом для новых коринфян - болгар». Также он пишет, что К. О. привез из греч. страны саженцы культурных деревьев и с помощью прививок облагородил болг. дикие растения, т. е. благодаря душеполезному греч. влиянию души диких славян вкусили «сока доброты» и стали приносить плоды Богу (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 203). Феофилакт описывает К. О. как идеального архиерея, заботящегося как о душах духовных чад, так и об их повседневных нуждах и тайно совершающего чудеса. Это сравнение - отражение преданий о чудотворениях К. О. и его глубокого почитания верующими.
В конце жизни К. О. встретился с болг. царем Симеоном (у Димитрия Хоматиана царь ошибочно назван Борисом (Михаилом)) и просил его освободить от архиерейства, но получил отказ. Др. источники об этом умалчивают: возможно, Феофилакт хотел подчеркнуть влияние святого на болг. царя; исследователи считают эту встречу реальным фактом. К. О. подчинился царю. Вскоре архиерей заболел, но продолжал заниматься книжной работой.
К. О. скончался в день памяти вмч. Пантелеимона, к-рому, как своему покровителю, посвятил мон-рь в Охриде. Он был погребен в усыпальнице, устроенной им в правом притворе собора этого мон-ря. Когда мощи К. О. были переложены в раку, неизвестно. После захвата Охрида турками (1394) и разрушения мон-ря раку с мощами перенесли в ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, благодаря чему эта церковь стала называться «св. Климент Новый». После восстановления Пантелеимонова мон-ря раку вернули на место (2002). В ХVII-ХVIII вв. (по др. данным, в XII в. или в поствизант. период) главу К. О. забрали греч. монахи; в наст. время она хранится в Иоанна Предтечи скиту близ г. Верия (Греция): согласно местным преданиям, К. О. принял в нем монашеский постриг (Григорович В. И. Очерк путешествия по европ. Турции. Каз., 1848. С. 98). Частицы мощей К. О. находятся в ц. св. Седмочисленников в Софии и в ц. Климента Охридского в Пловдиве (принесена из Охрида в 2008).
К. О. был канонизирован вскоре после кончины; центром его почитания стала Охридская епархия. Феофилакт сообщал, что прах К. О. «еще и теперь творит благодеяния, излечивая любую боль и любой недуг» (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 209). О его чудотворениях складывались предания (Романска. 1963. С. 378-380; Стоjчевска-Антиќ. 1982; Велинова. Климент Охридски. 1995. С. 107-108). После учреждения Охридской архиепископии святой был назван ее покровителем и за ним закрепилось наименование «Охридский». День его памяти (27 июля) рано вошел в слав. месяцесловы (напр., глаголического Ассеманиева Евангелия, среднеболг. Апостола ХIII или нач. XIV в. (НБКМ. № 882) и др.). Иногда в месяцесловах отмечается его память 25 (реже 23 или 24) нояб., в день памяти сщмч. Климента Римского; возможно, она отмечалась и при Феофилакте, который в конце Жития упоминает о мн. «праздниках» святого (Райков. 1966).
О почитании святого свидетельствуют его многочисленные изображения (самые ранние сохранившиеся фрески датируются XI в.) в храмах Охридской архиепископии и в Сербии. В средние века в Охриде ежегодно в день памяти святого совершались крестные ходы из ц. Богородицы Перивлепты в Пантелеимоново-Климентовский мон-рь. Вероятно, во главе этих шествий несли большую деревянную икону К. О., датируемую кон. XIII в. (с 1942 находится в юж. части иконостаса ц. Богородицы Перивлепты).
Образы К. О. есть и в греч. храмах: в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320-1325), в храме Преображенского монастыря в Метеорах (1483) и др. Дискуссионна идентификация с К. О. образов на 2 фресках, датируемых XIII в.- в ц. Санта-Мария-аль-Баньо и в ц. Сан-Мауро обл. Апулия, Юж. Италия (Falla Castelfranchi M. Gli affreschi della chiesa di San Mauro presso Gallipoli: Note preliminari // Byz. 1981. Vol. 51. P. 159-168; Bozilov I. L'hagiographie bulgare et l'hagiographie byzantine: Unité et divergence // Hagiographie, cultures et sociétés (IV-XII s.). P., 1981. P. 535-556; Он же (Божилов И.). Българската агиография и визант. агиография: Единство и различие // Он же. Седем етюда по средновек. история. София, 1995. С. 307-335). Фрески могли создать балканские зографы или монахи в период церковного подчинения этих мест Охриду (Дуйчев И. За правата на Охридските архиепископи от средата на ХVI в. върху някои италийски области // ИБИД. 1937. Кн. 14/15. С. 151-171; аргументацию против идентификации образов с К. О. см.: Грозданов Ц. Живописот на Охридската архиепископиjа. Скопjе, 2007. С. 409-410).
Почитание К. О. как отдельно, так и вместе со св. Седмочисленниками сохранялось в Охридской архиепископии, а после ее упразднения (1767) получило широкое распространение среди болгар в период болг. возрождения. В XIX в. К. О. было посвящено мн. статей в болг. изданиях, особенно в газ. «Македония», которую издавал П. Р. Славейков в К-поле (Стоянов. 1966).
О почитании К. О. в средние века в Хорватии, Чехии, на Руси, в Молдавии и Валахии неизвестно, хотя периодически в научной лит-ре поднимается вопрос о его существовании (Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Кирилло-мефодиевский след в поставлении на митрополию Климента Смолятича (1147) // Miscellanea Slavica: Сб. ст. к 70-летию Б. А. Успенского. М., 2008. С. 130-149; Турилов. 2009).
Освящать во имя К. О. храмы начали еще в период раннего средневековья, в основном в Охриде и его окрестностях. Прежде всего в его честь был переименован мон-рь во имя вмч. Пантелеимона в Охриде. Ему также были посвящены храмы св. Климента Старого «большой» и св. Климента Старого «малый» (1378), храмы в с. Климещани и в с. Издеглавье близ Охрида, мон-рь в с. Белица близ г. Струга, параклис в здании митрополии в Битоле, а также храмы в Боснии и Герцеговине: в с. Сливинци и в с. Мостаче ок. г. Требине (Иванов. С. 1931. С. 42; Митревски. 1966. С. 57; Джурич. 2000. С. 264, 426-427). Во имя К. О. в 1990 г. в Скопье был освящен кафедральный собор непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви. В память о просветительской деятельности К. О. его имя носит университет в Софии.
Переводческая деятельность и творчество К. О. тесно связаны с миссией просвещения болгар. Исходя из сообщения Димитрия Хоматиана, что К. О. придумал «другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрел премудрый Кирилл» (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 273), П. Й. Шафарик сделал вывод, что К. О. создал кириллицу, однако другие исследователи считают, что либо он видоизменил глаголицу, либо автор Жития имел в виду переписывание кириллических текстов и преподавание письма (обзор версий см.: Бояджиев. 2000. С. 86-89). Скорее всего (особенно с учетом специфики истории бытования слав. письма в Охридской архиепископии в X-XIII вв.) К. О. использовал глаголический алфавит.
О переводах К. О. сохранилось мало сведений. Феофилакт отмечает, что перед смертью К. О. «даровал болгарским церквам свой прощальный подарок», завершив то, что «поется от Фоминой недели до Пятидесятницы» (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 207, 265-267),- вероятно, перевод текстов гимнографа Иосифа Песнописца из Цветной Триоди (если только речь не идет здесь об оригинальных текстах для этой книги, обнаруженных в последнее время; см.: Попов. 2008).
Лингвистические особенности позволяют приписать К. О. переводы некоторых проповедей и житий. Туницкий предположил, что он был не только автором неск. включенных слов, но и одним из составителей «Златоструя» (Туницкий. 1913. С. 258). Объем и характер переводческой деятельности К. О. недостаточно изучен.
Тексты К. О. были созданы либо в богослужебных целях, либо для утверждения почитания равноапостольных Кирилла и Мефодия среди славян.
В жанровом отношении К. О. является прежде всего автором учительных и панегирических слов, обогативших слав. книжность темами и моделями визант. риторики и гимнографии, заимствованными из произведений отцов Церкви и визант. писателей.
О характере лит. наследия К. О. свидетельствуют слова Феофилакта, что он «на все праздники сочинил простые и ясные проповеди... которые не укрылись бы от понимания самого глупого среди болгар...» (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 201). Проповеди К. О. передают атмосферу новой веры, искреннюю радость верующих от познания Слова Христа. По-видимому, составляя проповеди, святой передавал основные идеи визант. авторов: в его проповедях заметно влияние свт. Иоанна Златоуста (особо в катехизической части поучений), К-польских патриархов Прокла I и Германа и др. (Иванова-Мирчева. 1966. С. 457-471).
У зап. славян проповеди К. О. не сохранились. Однако 2-й из трех написанных лат. буквами на старослав. языке т. н. Фрейзингенских отрывков в силу текстологического сходства иногда считается вариантом Поучения об апостоле или мученике, составленным К. О., хотя, возможно, у авторов этих текстов были общие лат. баварские источники (обзор мнений см.: Добрев. 2003. Т. 4. С. 306-315; Илиев. 2010. С. 130-132).
С произведениями К. О. научное сообщество познакомилось в ХIХ в. До 70-х гг. ХХ в. были известны только неск. его проповедей и он считался автором пространных Житий Кирилла и Мефодия. На тексты, называющие своим автором К. О., первым обратил внимание В. М. Ундольский. В 1845 г. в Об-ве истории и древностей российских он сделал доклад «Об открытии и издании творений Климента, епископа словенского» (Ундольский. 1867; Климент Охридски. 1970. Т. 1. С. 14-22). К 1848 г. исследователь атрибутировал святому 15 произведений, 7 из к-рых были изданы (Климент, еп. Словенский. [Сочинения]. 1895). Одновременно с Ундольским с творчеством К. О. познакомился Шафарик. До первой мировой войны разысканием текстов К. О. занимались слависты: О. М. Бодянский, Н. И. Петров, А. Попов, архим. Леонид (Кавелин), Е. В. Петухов, А. И. Соболевский, Л. Стоянович, В. Вондрак и др. В Болгарии к 1000-летию смерти К. О. была создана «Климентова комиссия» (1914-1944) для разыскания и публикации его произведений, в ее состав вошли историки А. Теодоров-Балан, Б. Цонев, В. Златарский, С. Аргиров, Й. Иванов, С. Романски, К. Мирчев. Работа комиссии не была закончена, но собранные ею материалы, хранящиеся в архиве Болгарской АН, были использованы при подготовке 3-томного издания риторических и житийных произведений, автором которых считается К. О. (Климент Охридски. Съчинения. 1970-1977. 3 т.). В 1-й том вошли тексты, в основном надежно атрибутируемые К. О. (прежде всего с указаниями его имени в заглавиях); во 2-й - тексты, созданные в кругу его учеников, соратников или поздних подражателей, и неск. анонимных слов, автором к-рых большинство исследователей считают К. О.; в 3-м томе изданы Пространные жития слав. апостолов Кирилла и Мефодия, принадлежность к-рых К. О. вызывает дискуссии.
К. О. приписывают от 89 до 100 проповедей на основе общности композиции, стилистических приемов, фразеологии, состава библейских цитат или в силу их соседства в рукописях с надежно атрибутированными ему произведениями и отсутствия их аналогов в визант. репертуаре (Станчев, Попов. 1988. С. 60-77). Из них 26 Слов имеют хотя бы один список с упоминанием его имени как автора (Станчев. 1995. Т. 2. С. 328-329). В последнем издании риторических и гимнографических произведений К. О. опубликовано еще 5 поучений и Похвальных слов (Климент Охридски. 2008).
Поучения К. О. прежде всего должны были стать образцами для священнослужителей при составлении проповедей: «Заповедание о праздниках», «Когда хочешь [сказать] поучение людям в святые дни апостолов, или мучеников, или святителя», «Поучение на память апостола или мученика», «Поучение на воскресный день», а также поучения, посвященные конкретным святым и праздникам: на Пасху, на Преображение Господне, на Богоявление, на Сретение, а также «Поучение о Св. Тайнах» и «Поучение перед исповедью» (к-рое входит в состав Исповедного чина Синайского евхология) и др. Весьма вероятно, К. О. принадлежит Краткое поучение на Благовещение, к-рое Л. Стоянович, издавший еще 8 текстов, несомненно или условно атрибутируемых К. О. (Стоянович. 1905; Иванова. 1987), нашел в серб. Триодях (Белград. НБС. № Рс 644, № Рс 645, ок. 1328 г.). Нек-рые из приписываемых ему поучений скорее всего созданы его учениками. При этом ряд текстов с именем К. О. в заглавии ему не принадлежит: напр., Слова на дни памяти ап. Фомы, вмч. Георгия Победоносца и св. Антония в разных редакциях Пролога (Климент Охридски. 1970. Т. 1. С. 73-87, 109-139), мч. Евстафия Виленского (13 дек.) в сборнике 1-й пол. XVI в. (ГАЯО. Колл. рукописей. № 1418) и др., к-рые являются позднейшими переработками «Заповедания о праздниках» или «Слова на память апостола или мученика».
Поучения К. О. кратки и имеют 3-частную структуру. 1-я ч., вступление, обычно начинается с характерного обращения к присутствующим «празднолюбцам», далее с помощью цитаты-топоса объясняется смысл праздника (или подвига святого) и его влияние на жизнь верующих. Во 2-й ч. подробно рассказывается о празднике (или жизни святого). 3-я ч. содержит призыв к верующим отвергнуть языческие обычаи, не грешить и жить по заповедям, подражая святым. Поучения на двунадесятые и великие праздники можно объединить в циклы (на Богоявление, на Благовещение, на Сретение и проч.); вероятно, изначально они входили в собрание поучений, подобное Учительному Евангелию Константина Преславского или сборнику Слов прп. Феодора Студита. Некоторые из них были включены в Измарагды и сборники, посвященные неподвижным церковным праздникам, и в Пролог.
Похвальные слова, приписываемые К. О., посвящены церковным праздникам и свидетельствуют о его мастерстве в адаптации визант. риторики. Известны 10 таких Слов с именем К. О. в заглавии: прор. Захарии, зачатию Иоанна Предтечи, Иоанну Крестителю, вмч. Димитрию Солунскому, архангелам Михаилу и Гавриилу, сщмч. Клименту Римскому, Кириллу (Константину) Философу, 40 мученикам Севастийским, четверодневному Лазарю и на Вербное воскресенье (последнее озаглавлено как «Cлово Климента», поэтому иногда его причисляют к поучениям, но текст имеет особенности похвалы). Похвальные слова Успению Богоматери и прор. Илии приписываются К. О., хотя ни в одном из списков не сообщается его имя. В композиционном и стилистическом отношении Похвальные слова К. О. подражают тем византийским энкомионам, к-рые отличаются драматизмом и экспрессией, но пространные философские рассуждения о мистическом смысле евангельских событий, полемика и их глубокие догматические разъяснения автору чужды. В этих торжественных произведениях царит желание объяснить значение праздника или «светозарной памяти» святого для спасения каждого человека. Библейские цитаты раскрывают смысл, повествование о библейских событиях чередуется с прославлениями. Эмоциональные риторические тирады составлены из анафорических рядов хайретизмов, славословий, призываний святых и т. п. В стилистическом отношении доминируют эпитеты, метафоры и аллегории, связанные с семантикой света, призванные подчеркнуть важность предоставления Кириллом и Мефодием славянам возможности познания Истинного Света. В похвалах К. О. впервые выражается благодарность от имени славян Кириллу Философу за просвещение (Станчев, Попов. 1988. С. 52-111; Велинова. Климент Охридски. 1995. С. 57-100; Она же. 1998. С. 71-111).
О гимнографических произведениях К. О. долгое время было известно лишь из слов архиеп. Феофилакта: «...он укрепил Церковь псалмоподобными песнопениями, часть из которых сочинена в честь множества святых, а часть - это молитвы в честь Всенепорочной Богоматери» (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 202). Богатое гимнографическое наследие К. О. было открыто в кон. ХХ в. благодаря исследованиям Г. Попова, Б. Шаламанова, М. Йовчевой, А. А. Турилова, Л. В. Мошковой, О. А. Крашенинниковой (Попов. 2003). Основанием для атрибуции К. О. нек-рых текстов послужило упоминание его имени (полного или краткого (Клим, Кли и Кл) варианта) в акростихе 8-й или 9-й песни канона. При последующем редактировании канонов мн. акростихи были нарушены и могут быть восстановлены с разной степенью надежности.
Большинство гимнографических произведений К. О. входит в Минеи и Октоих (Попов. 2003. С. 41-46). Г. Попов на основе акростиха «свят пустинн… клим» впервые атрибутировал К. О. минейный канон прп. Евфимию Великому (в несколько переработанном виде, но с сохранением акростиха, с XIII в. он может быть «переадресован» в Минеях и на память прп. Иоакима Осоговского, см.: Станчев, Попов. 1988. С. 120-129). Мошкова и Турилов предположительно атрибутировали К. О. канон равноап. Мефодию (Мошкова, Турилов. 1998), а Г. Попов реконструировал его акростих «яз к(л)им (х)валнами пяснми п(о) ар(х)иер(ея) меето(д)ия» (Попов. 2001). При этом нельзя исключить, что канон первоначально имел 2-ю песнь, а имя автора было написано полностью - Климент: начальные слова 1-го тропаря 3-й песни «Молитвами твоими»/«Твоими молитвами» допускают такой вариант (Турилов А. А. К определению объема творческого наследия учеников Кирилла и Мефодия в составе слав. Требника: Предв. наблюдения над южнослав. рукописной и старопечатной традицией // Slavica mediaevalia in memoriam F. V. Mares. Fr./M., 2006. S. 118). Имя Клим содержится в акростихе канона на Успение Богородицы (Мошкова, Турилов. Моравские земле велеи гражданин). Также К. О. принадлежат каноны на Положение Честной ризы во Влахерне (2 июля), на Положение Честного пояса Божией Матери (31 авг.) (Станчев, Попов. 1988. С. 129-133, 182-188) и св. Алексию, человеку Божию (Савова. 2003; Турилов. 2006. С. 24), службы св. Аполлинарию Равеннскому (Йовчева. Старобългарската служба за св. Аполинарий Равенски от Климент Охридски. 2002) и Тивериопольским (Струмицким) мученикам (акростих с именем Климент открыл И. Велев (Велев. 2002)), общая служба мч. Стефану и папе Стефану I (атрибуция на основе имени «клм(а)» в акростихе; см.: Йовчева. Новооткрито химнографско произведение на Климент Охридски. 2002). Йовчева высказала предположение об авторстве К. О. слав. канона мученикам Виту, Модесту и Крискентии, не имеющего акростиха (Йовчева. 2010).
В качестве образцов для служб святым К. О. составил цикл общих служб («Минею общую») пророкам, апостолам, отцам, преподобным, мученикам и мученицам, к-рый дошел в 3 списках: русском нач. ХIII в. (Станчев, Попов. 1988. С. 135-144, 189-210), XV в. (Шаламанов. 1987) и охридском 1425 г. (Ангелов. 1969). Акростих службы отцам содержит имя Климент, а служба апостолам - его краткий вариант (кл). Хотя тексты всех 6 служб близки по стилю и лексике, не исключено, что нек-рые из них являются подражанием.
К. О. составил цикл трипеснцев на предпразднство Рождества Христова, к-рый, судя по акростиху «Климента пясни прядпраздна хрстову розству трипяснна осмоглас», изначально включал 8 частей на 8 гласов - болг. исследователь Г. Попов разыскал только 6 из них (с 1-го по 6-й глас). Также Г. Попов атрибутировал К. О. канон на Богоявление, чей акростих, однако, имени автора не сообщает (Станчев, Попов. 1988. С. 116-120, 160-174; Попов. 2003. С. 41-42). С находкой в нач. XXI в. «подписного» (с акростихом КЛИМ) не изданного пока канона К. О. на этот праздник (Турилов. 2006. С. 24) надежность предложенной атрибуции уменьшается.
Молебный канон Иоанну Предтече на вторник, 2 канона апостолам Петру и Павлу на четверг и Троичный канон с именем К. О. в акростихе были обнаружены в составе Октоиха (Йовчева. 1999; Крашенинникова. 2000; Она же. 2006; Федоскина. 2000). Исходя из «климентовых» акростихов в канонах ап. Петру, ап. Павлу, св. Иоанну Предтече и в пятничных канонах Пресв. Богородице, сохранившихся в рус. Октоихе (РНБ. Соф. 128), Крашенинникова сделала вывод, что К. О. составил по 8 канонов на вторник, четверг и пятницу (Крашенинникова. 2000. С. 31).
Объем книжного наследия К. О. наиболее ярко характеризуют слова архиеп. Феофилакта: «Климент подарил нам, болгарам, все, что относится к Церкви, все, что украшает память Бога и святых и чем проникается душа» (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 202).
Перед смертью К. О., согласно Феофилакту, разделил между епархией и Пантелеимоновым мон-рем в Охриде свое имущество, в т. ч. «книги, которые написал» (Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 207-208). Сочинения К. О., прежде всего Слова, достаточно рано стали известны во всем слав. мире и у румын.
Проповеди сохранились в составе сборников, в основном в календарных и нравоучительных, поучения - в Прологах, Златоустах, Измарагдах и Златоструях, похвалы - в Торжественниках, Минеях-Четьих и т. д. Списки поучений К. О. в южнослав. книжности утрачены; известные серб. списки отражают рус. влияние. 10 Похвальных слов дошли в серб. списках (Иванова. 2006). Основная часть гимнографических творений сохранилась в южнослав. списках (Крашенинникова. 2006).
Распространение произведений К. О. на Руси началось, вероятно, еще в период принятия христианства на рубеже Х и ХI вв., не позднее XII в.: самые старшие списки его риторических произведений сохранились в Торжественнике ХII в. (РНБ. F.n.I. 46) и Сборнике слов и поучений кон. ХII - нач. ХIII в. (РГБ. Троиц. 12); практически современен им древнейший список общих служб в Ганкенштейна кодексе. Поучения на праздники повлияли на формирование рус. редакции учительной части Пролога, широкая популярность к-рого привела к возникновению поздних редакций текстов и к появлению подражателей. Возможно, именно под влиянием Поучений К. О. между кон. ХIV и посл. четв. ХV в. на Руси был составлен цикл из 15 Поучений для Минеи Общей. Этот цикл болг. исследователь П. Димитров приписывает К. О. (Димитров. 1987), однако эта атрибуция представляется поспешной (ср.: Станчев, Попов. 1988. С. 107-108), поскольку входящие в него тексты предназначены для поздней (не ранее ХIV в.) редакции Минеи Общей, в к-рой службы подразделяются не только по ликам святых, но и по их числу («единому» и «двум или многим»). Хуже изучено влияние творчества К. О. на древнерус. книжников в сфере гимнографии, однако Шаламанов засвидетельствовал пример использования его общего канона святителю при создании во 2-й пол. ХV в. канона св. кн. Феодору Смоленскому и Ярославскому (Шаламанов. 1987).
Творения К. О. часто встречаются в старообрядческих рукописях ХVIII-ХIХ вв. и в московских старопечатных рус. книгах (о рус. рукописной и старопечатной традиции см.: Климент Охридски. 1970-1977. 3 т.; Chertoritskaia. 1994 (по указ.); Кенанов Д. Старобългарски текстове и южнослав. теми в печатния Пролог // Krakowsko-Wileńskie studia slawistyczne. Kraków, 1998. T. 2. S. 250-263; Давыдова. 2000; Мострова. 2000. С. 58-75; Каткуте А. Болгарские материалы в восточнослав. Прологе // Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 2002. Т. 7. С. 199-207; Чистякова М. В. Текстология вильнюсских рукописных прологов: Сентябрь-ноябрь. Вильнюс, 2008; Она же. Предварительный сводный каталог церковнослав. проложных текстов. Вильнюс, 2013. Т. 1; Турилов. 2010. С. 43-46). Йовчева (Йовчева. 2011) выявила песнопения, связанные с окружением К. О., в первопечатном Октоихе Швайпольта Фиоля (Краков, 1491). Произведения К. О. содержатся и в слав. рукописях, созданных в Валахии и Молдавии (см.: Mircea. 2005 (по указ.)).
Древнейшая служба К. О. была составлена вскоре после его смерти и сохранилась в Минее 1435 г. (НБКМ. № 122; Спространов. 1912; Партений. 1958. С. 168-196), где она совмещена со службой вмч. Пантелеимону (Иванов. 1931. С. 322-327; Нихоритис. 1990. С. 140-142; Йовчева. 2003. Т. 3. С. 671-672). Б. Мирчева находит в тексте следы акростиха, но он не поддается реконструкции (Мирчева. 2000). Стилистически служба очень близка к гимнографическим творениям К. О.
От древнейшего слав. Жития К. О. сохранились те фрагменты, к-рые были процитированы Феофилактом. Из них можно сделать вывод, что автор Жития был помощником святого, но оснований для его отождествления с автором Жития прп. Наума Охридского недостаточно.
Пространное житие, составленное Феофилактом, и краткое авторства Димитрия Хоматиана с ХVIII в. неоднократно издавались (Милев. 1966; ГИБИ. 1994. T. 9).
Песнопения, созданные с ХI по ХVIII в. греч. архиереями, возглавлявшими Охридскую архиепископию и стремившимися подкрепить ее независимость, позже были объединены в гимнографический цикл (Йовчева. 2003. Т. 3. С. 671-676). Бóльшая часть канонов этого цикла имеет акростихи. Открывает цикл служба на успение К. О., составленная архиеп. Феофилактом. Димитрий Хоматиан дополнил ее канонами и параклисом: сохранилось 3 канона, но, вероятно, изначально их было 8 по гласам. Также Димитрий Хоматиан составил в честь К. О. параклисы и неск. групп стихир.
Гимнографические тексты в честь К. О. создавал и архиеп. Константин II Кавасила. В ХIV в. архиеп. Григорий отредактировал службу Феофилакта согласно предписаниям Иерусалимского устава. Охридский архиеп. Косма (1690-1693) завершил цикл, написав величания. После перенесения мощей святого в Верию иером. Афанасий Пароский добавил ряд стихир (Нихоритис. 1990). Разные редакции греч. службы издавались в ХVIII в. (Мосхополь, 1742; Венеция, 1784; см.: Баласчев. 1898; Снегаров. 1956; Меловски. 1996; Йовчева. 2003. Т. 3. С. 673-674). Слав. перевод греч. службы сохранился в праздничной Минее ХV в. (НБКМ. № 451, 452; см.: Баласчев. 1898. С. 1-42). На церковнослав. язык этот цикл перевел иеросхим. Каллистрат Зографский (София, 1901). Свою редакцию службы (на основе канона Димитрия Хоматиана) и акафист К. О. составил Левкийский еп. Парфений (Стаматов) (Партений. 1958).
Атрибуция ранних изображений К. О. затруднена: уверенно распознать его образ среди соименных святых не позволяет отсутствие в надписи титулатуры «Охридский» (по мнению А. М. Пентковского, наименование святителя Охридским утвердилось в 1-й пол. XIV в., после обретения мощей; Пентковский. 2013. С. 91). Указанием на возможное изображение К. О. может служить включение в программу росписи храма образов слав. просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, свт. Константина II Кавасилы, архиеп. Охридского, и покровителя Охрида сщмч. Еразма, еп. Формии (Минея 1435 г. (НБКМ. № 122) помимо службы сщмч. Еразму включает единственный известный список древнейшей слав. службы К. О.; Снегаров. 1924. С. 163-164), а также сщмч. Климента, еп. (папы) Римского. Святого обычно изображают седовласым старцем с длинной остроконечной (иногда раздвоенной на конце) бородой, облаченным в фелонь (часто крещатую, т. н. полиставрий), с омофором.
Первые изображения, атрибутируемые К. О., появились еще до офиц. прославления в силу его широкого почитания в Охриде. Самый ранний образ К. О. сохранился в соборе Св. Софии в Охриде, расписанном при архиеп. Льве (1037-1056). Святой (надпись: «Κλημης»), седовласый, с высоким лбом архиерей, облаченный в подризник, фелонь, омофор с большими черными крестами, изображен на юж. стене диаконника последним в ряду архиереев, рядом с равноапостольными Кириллом и Мефодием. По мнению В. Джурича, выбор святителей для включения в роспись алтарного пространства кафедрального храма Охридской епархии зависел от архиеп. Льва: хотя слав. иерархи изображены на второстепенном по значимости месте в алтаре, их размещение является уникальным, поскольку в росписях «…других православных центров иерархи местных церквей изображались, как правило, не в алтаре, а в западной части храма или в притворе (напр., в Св. Софии Константинопольской, в храмах Сербии XIII-XIV вв.)» (Джурич. 2000. С. 28). 1191 г. датируется роспись в ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Курбинове, где на сев. стене алтаря фрагментарно сохранился связываемый с К. О. образ святителя, а также представлены сщмч. Климент Римский (иногда идентифицируют как сщмч. Еразма, еп. Формии; см.: Миљковиќ-Пепек. 1993. С. 26; Грозданов. 2006. С. 60, 66) и равноапостольные Кирилл и Мефодий (с надписями: «Кирилл учитель болгар» и «Мефодий учитель болгар»). В храме св. Архангелов в Прилепе (3-я четв. XIII в.) предположительно К. О. (седой, с высоким лбом) представлен на стене юго-вост. части алтаря благословляющим, в полиставрии, с Евангелием в руке (Цветковски. 1994. С. 37; Он же. 1996. С. 17); типологические особенности образа близки к ранним изображениям святого в соборе Св. Софии в Охриде и в ц. вмч. Георгия в Курбинове; сохранились 3 последние буквы имени святого (от Κλημης). В фигуре святителя на сев. стене жертвенника ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1208-1209) также видят образ К. О. благодаря частично сохранившейся надписи: «Охрид» - над 1-м святым в группе из 3 архиереев (Грозданов. 2007. С. 301). Впервые определение «Охридский» встречается в надписи к образу К. О. в алтарном пространстве ц. во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир, расписанной в 1271 г. под рук. диак. Иоанна, «референдария пресвятой архиепископии» Охридской (Джурич. 2000. С. 49). Идентификацию образа К. О. в ц. ап. Иоанна Богослова (Канео) в Охриде (кон. ХIII в.), расположенного на фризе алтарной конхи, подтверждает соседство с образами сщмч. Еразма, еп. Формии, и свт. Константина Кавасилы (Там же. С. 342-343).
С XIV в. изображение К. О. в алтарной зоне среди др. архиереев становится традиционным. Известны варианты включения его образа в сцену литургисующих святителей - «Поклонение Жертве», напр. в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1383/84), в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря в Скопье (1376-1381) и предположительно в ц. ап. Андрея на Треске близ Скопье (1388-1389), в ц. св. Илии в с. Долгаец близ Прилепа (1454-1455), в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Буриловци (кон. ХV в.). Нередко К. О. изображают в ряду святителей в жертвеннике (напр., в ц. Пресв. Богородицы в с. Матка близ Скопье (1496-1497) - на сев. стене, во 2-й зоне; в диаконнике - св. Кирилл Философ) или в диаконнике (напр., в ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Матейче (1350-1360), рядом со св. Вавилой, еп. Антиохийским, и св. Климентом Анкирским). Образ К. О. в ц. свт. Николая в с. Псача близ Крива-Паланки (между 1365 и 1371) расположен над входом в диаконник; святой изображен фронтально, в архиерейском облачении; в росписи также представлены особо почитаемые на Балканах святые Иоаким Осоговский (Сарандапорский) и Ахиллий Ларисский, Савва Сербский и Симеон Неманя (Там же. С. 223). В алтаре К. О. представлен также в церкви в с. Пласница близ Кичева (1484).
На изображения святого, появившиеся в XIV в., оказал влияние образ К. О. в росписи ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295) работы Михаила Астрапы и Евтихия. Художники изобразили святителя на сев. стене наоса (рядом с иконостасом) в паре с составителем канона в его честь - свт. Константином Кавасилой. Напротив, на юж. стене,- ап. Петр, который попирает фигуру, олицетворяющую ад, а на плечах держит храм - образ Церкви Христовой, подчеркивавший автокефальный статус Охридской архиепископии после заключения в 1274 г. Лионской унии (Джурич. 2000. С. 56; Тодић. 2001/2002. С. 147-161; Грозданов. 2007. С. 39-59).
Ряд изображений К. О. появился после обретения его мощей. В этот период был перестроен и, очевидно, расписан возведенный К. О. храм во имя вмч. Пантелеимона в Охриде. В процессе археологических раскопок обнаружены фрагменты композиции посвятительного характера. На фреске предположительно изображены эпирский владетель Феодор Комнин Дука и его рано умерший сын Димитрий, над которым помещен поясной образ благословляющего К. О. в небесном сегменте; сохранилась надпись, датирующая сцену 1321 или 1331 г. Данная композиция позволила нек-рым исследователям рассматривать возможность посвящения этого храма К. О. (Грозданов. 1983. С. 70) и соответственно предполагать, что в росписи был еще один, недошедший до нашего времени образ К. О. (Там же. С. 34-35).
Частью фрагментарно сохранившейся ктиторской композиции является образ К. О. в росписи т. н. Григориевой галереи собора Св. Софии в Охриде (1346-1350). К созданию фресок собора был привлечен охридский зограф Иоанн Теорианос, чей живописный стиль отличается особой лиричностью благодаря нежной цветовой гамме и стройным пропорциям фигур. Над центральным порталом галереи, соединяющей 2-й этаж с нартексом, художник поместил композицию, в к-рой «заключена своеобразная политическая программа, церковное осмысление роли Охрида» (Джурич. 2000. С. 200). К восседающему на троне в окружении ангелов Спасителю небесный покровитель Охрида К. О. (изображен в 3/4-ном повороте, правая рука протянута ко Христу) подводит серб. царскую семью (различимы фрагменты фигур представителей династии Неманичей - кор. Вукашина и его сына Марко). С др. стороны к Спасителю за своим ходатаем, вмч. Пантелеимоном, следуют члены визант. имп. семьи. Образ вмч. Пантелеимона напоминает о связи К. О. с великомучеником (Грозданов. 1983. С. 73, 81-86).
Достаточно быстро почитание К. О. вышло за пределы Охрида. В нач. XIV в. его распространению послужили, в частности, художники мастерской Михаила Астрапы и Евтихия, включившие образ К. О. в программу росписи церквей: Богородицы Левишки в Призрене (обновлена в 1309-1313, при серб. кор. Милутине) - в 1-й зоне в жертвеннике (в надписи прочитывается имя «св. Климент», рядом предположительно находится фигура равноап. Мефодия); вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) - в сцене «Поклонение Жертве» К. О. изображен (надпись на греческом) на сев. стене апсиды рядом со святителями Константином Кавасилой и Саввой Сербским, облачен в белую фелонь, с омофором, в руках Евангелие. Поясное изображение святого (надпись: «Климиjе», согласно рашскому правописанию) в королевской ц. во имя Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (1314), справа от окна на юж. стене, над алтарной преградой (с др. стороны окна изображен Сильвестр, папа Римский), не имеет убедительной атрибуции с т. зр. иконографии; к тому же почитание К. О. в период создания росписи еще не закрепилось на серб. землях (Филиповски. 2012. С. 37-38). Одним из ранних изображений К. О. в Сербии, активно воспринявшей традицию включения этого святого в программу храмовой росписи, считается его образ в ц. Спасителя (Вознесения Господня) в мон-ре Жича, к-рый был создан в период обновления фресок, в 1309-1316 гг. во 2-й зоне на южной стене алтаря с указанием при имени определения «Охридский» (Воjводић. 2012. С. 146; Delikare. 2013. С. 4-5). В ц. Пресв. Богородицы Одигитрии в Печском мон-ре (до 1337; Джурич. 2000. С. 176, 400-401) также с указанием «Охридский» К. О. изображен по пояс на стене над алтарной апсидой в медальоне между свт. Амвросием и свт. Иаковом, братом Господним (по иконографии близок к сщмч. Клименту Римскому): появление этого образа связывают с ктитором храма архиеп. Сербским Даниилом II, знакомым с лит. творчеством К. О. (Павловић. 1954. С. 260).
Проблемы атрибуции К. О. при отсутствии в надписи титулатуры остаются в целом ряде памятников XIV в. Так, в ц. Пресв. Богородицы в с. Мишутище близ Призрена (1315-1320) представлен образ с надписью: «Климент» (Грозданов. 2007. С. 187). Фигуры 5 св. Климентов изображены в храме мон-ря Грачаница (ок. 1320), подписан лишь образ сщмч. Климента Римского на юж. стене диаконника, остальные (на вост. стене сев.-вост. столба, в вост. тимпане под юго-вост. куполом и в вост. тамбуре на сев.-вост. кубе) близки по иконографии и надписей не имеют (Воjводић. 2012. С. 152). Образ в Белой церкви Каранской (ок. 1332-1337) в зап. части юж. подкупольной арки, напротив св. Иринея, типологически близок к изображениям свт. Климента Римского (Филиповски. 2012. С. 39). Поскольку создание ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320-1325) связывают с серб. кор. Милутином, есть вероятность того, что ростовое изображение в полиставрии в алтаре под сводом архиерея - образ К. О. (титулатура отсутствует; еще одно изображение в алтаре - св. Климент Анкирский; Воjводић. 2012. С. 153).
После 1334 г. Охридская архиепископия оказалась на территории Сербского государства, что отразилось в композиции, показавшей средствами иконографии положение Охридской архиепископии по отношению к Сербской Церкви. Так, в росписи на 2-м этаже нартекса кафедрального собора Св. Софии в Охриде (1346-1350) была ростовая ктиторская сцена: справа от Деисуса изображены Сербский патриарх Иоанникий, Охридский архиеп. Николай, свт. Николай Чудотворец и К. О. Образ последнего на этой фреске уникален: святой представлен не в архиерейских, а в монашеских одеждах, как преподобный, с развернутым свитком в левой руке (подобное изображение К. О. среди архиереев было выполнено при Охридском архиеп. Прохоре на зап. стене притвора ц. св. Николая Топличкого в Демир-Хисар (близ Битолы) (1535-1537, зограф Иоанн из Грамоста, Кастория)).
В правление кор. Стефана Душана сформировались особенности иконографии К. О. под влиянием Охридского архиеп. Николая, к-рый после назначения на кафедру (ок. 1334) построил в Охриде ц. во имя св. Николая Больничного: на юж. стене наоса храма, расписанного в 1335-1336 гг., Охридский архиепископ пожелал увидеть рядом со своим небесным патроном покровителя Охрида К. О. и его чтимого святого вмч. Пантелеимона. Впосл. изображение почитавшегося чудотворцем К. О. в паре со свт. Николаем Чудотворцем встречалось в росписях XIV-XV вв. ряда охридских храмов. Причем образы этих святителей занимают особое место: они включены в ктиторские композиции или в отдельные сцены. Напр., в ц. святых Константина и Елены в Охриде (кон. ХIV в.) К. О. и свт. Николай Чудотворец изображены на юж. стене в наосе на патрональной фреске рядом с равноапостольными Константином и Еленой. В ц. Пресв. Богородицы Больничной в Охриде (ок. 1400, 2-й слой фресок) сохранились фрагменты (утрачены головы фигур) сцены, близкой к композиции в ц. святых Константина и Елены в Охриде: на юж. стене наоса к К. О. и свт. Николаю Чудотворцу молитвенно обращается ктитор храма - неизвестный архиепископ Охрида (Грозданов. 1980. С. 90). Изображения К. О. со свт. Николаем есть в пещерной ц. арх. Михаила в с. Радожда близ г. Струги (кон. ХIV в.; атрибуция Д. Барджиевой-Трайковской) - в рост в 1-й зоне на зап. стене наоса (Ангеличин-Жура. 2006. С. 390), а также в ц. Пресв. Богородицы Больничной в Охриде (60-е гг. ХIV в.). На фреске в ц. Пресв. Богородицы в с. Велестово близ Охрида (1444) К. и свт. Николай предстоят Богородице с Младенцем (Суботиќ. 1980. С. 65; Грозданов. 1983. С. 91).
Традиционным становится изображение вместе с К. О. его сподвижника, равноап. Наума Охридского: на фреске в храме с первоначальным посвящением К. О. (ц. св. Климента Старого, Охрид, 1378) они представлены на юж. стене наоса возле алтаря вместе со свт. Николаем Чудотворцем (Грозданов. 1983. С. 55). Тот же состав святых - на южной стене наоса, рядом с изображением «Христос Судия», в ц. Пресв. Богородицы Заумской на берегу Охридского оз. (1361).
На включение образа К. О. в патрональные композиции повлияла традиция почитания святого как небесного покровителя Охрида и Охридской архиепископии. Наиболее ярко такое представление о К. О. отражает образ в ц. святых Космы и Дамиана (Малые св. Врачи) в Охриде (ок. 1350), расписанной Иоанном Теорианосом с помощником. На южной стене наоса, под образом благословляющего из небесного сегмента Спасителя, изображены патрональные святые храма Косма и Дамиан, к-рым К. О. подносит модель Охрида, испрашивая их заступничество за город (Грозданов. 1968. С. 107-112). Это изображение явилось «целым открытием для Охрида в период правления царя Душана» и было создано под влиянием в т. ч. образа имп. равноап. Константина с моделью К-поля в руке на мозаике в соборе Св. Софии К-польской (Джурич. 2000. С. 410). Традиция такого изображения К. О. сохранялась и в XV в.: в ц. Спаса в с. Лескоец (1461-1462) возле алтаря на юж. стене наоса - правой рукой он благословляет, в левой держит модель Охрида. Усвоение К. О. 2 функций - защитника города и святого целителя встречается в памятниках Охрида неоднократно. Связь К. О. со св. целителями идет от почитания им целителя вмч. Пантелеимона. Так, в ц. вмч. Димитрия в Охриде (3-я четв. ХIV в.) святитель изображен на сев. стене наоса среди св. воинов; фигуры св. целителей предположительно находились на несохранившейся зап. половине юж. стены (Грозданов. 1980. С. 156), на юж. стене в парекклисионе вмч. Григория в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364-1365) К. О. представлен вместе со святыми Пантелеимоном и Дамианом, а на юж. стене пещерной ц. Пресв. Богородицы в с. Пещани (Пештани) близ Охрида (ок. 1370) - со святыми Космой, Дамианом и Пантелеимоном.
Необычны росписи (1345-1347) храма Лесновского монастыря: на столбах, представляя в духовном смысле столпы правосл. Церкви, находятся фигуры особо почитаемых святых на Балканах - К. О. (на внутренней стороне юж. предалтарного столба, атрибуция С. Габелич; см.: Габелић. 1998. С. 72), сщмч. Еразма, еп. Формии, равноап. Кирилла Философа и св. Ахиллия Ларисского. Вместе со св. Ахиллием Ларисским К. О. также изображен в церкви в Поганово (1499, вероятно, работа мастеров из Кастории) и в храме Преображенского мон-ря в Метеорах (1483). В ряду погрудных образов святых К. О. представлен на юж. стене наоса в росписи монастырской ц. Всех святых в с. Лешани близ Охрида (1451-1452). Парное изображение К. О. и равноап. Кирилла Философа находится в люнете на сев. стене ц. Рождества Пресв. Богородицы в монастыре Калишта (XVI в., напротив, на юж. стене,- вмч. Пантелеимон и св. Ермолай).
В Кастории образ К. О. появляется со 2-й пол. ХIV в., после включения ее в состав Сербского гос-ва, в храмах св. Таксиархов (1359/60), свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза» (3-я четв. или 60-80-е гг. XIV в.). В пещерной ц. Пресв. Богородицы на о-ве Мали-Град на оз. Преспа (ныне Албания) образ К. О. относится ко 2-му слою росписи, выполненному касторийскими мастерами в 1368-1369 гг. по заказу серб. кесаря Новака (Джурич. 2000. С. 261). Подписанное по-гречески с указанием «Охридский» изображение святителя находится на юж. стене рядом со свт. Елевферием Иллирийским, почитаемым в визант. Иллирике, т. е. на территории Юж. Албании. Парное изображение этих святых может иметь особый смысл для болг. истории нач. XI в., т. к. здесь посредством иконографии зафиксирована связь «архиепископии в Охриде с римской префектурой Иллирии», что «должно было обосновывать легитимность вхождения епархий, находящихся за пределами фемы Болгарии, в архиепископию Болгарии» (Пентковский. 2013. С. 86).
В 1378 г., при вел. жупане Андрии Гропе, была построена и расписана ц. во имя К. О. (св. Климента Старого) в Охриде. На юж. стене, где традиционно помещаются образы покровителей храма, изображен К. О., по сторонам к-рого располагаются фигуры свт. Николая Чудотворца и равноап. Наума Охридского (Грозданов. 1968. С. 105; Он же. 1980. С. 152). Родственные связи с Андрией Гропой имел принадлежавший к правившему в Юж. Албании роду Феодор Музаки - строитель ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории (1383/84; Пентковский. 2013. С. 103); в программу росписи ее алтаря включен образ К. О. (как сщмч. Климент Анкирский атрибутирован в кн.: Χατζηδακης Μ. Ψηφιδοτα τοιχογραφιες. Αθήνα, 1992. Σ. 108). Годом позже изображение святителя появилось на фресках касторийской ц. свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» (ок. 1385).
В ХVI в. образы К. О. появляются на Св. Горе Афон. Так, в парекклисионе св. Иоанна Предтечи в Протате (1526) К. О. изображен в юго-зап. части алтаря, рядом представлены образы Охридских архиепископов святителей Феофилакта Болгарского и Николая Кавасилы; создание росписи приходится на время архиепископства Прохора Охридского (Он же. 1983. С. 96-98). Изображение К. О. в росписи ц. Димитрия в с. Палатиция близ г. Верия (1569-1570, зограф из Кастории) обусловлено близостью храма к скиту св. Иоанна Предтечи.
В XVII в. появляется изображение К. О. в составе св. Седмочисленников. Один из ранних вариантов этой композиции представлен в росписи ц. Пресв. Богородицы Сливницкого (Слимницкого) монастыря на оз. Преспа (1612). На сев. стене притвора представлены св. Седмочисленники - Ангеларий, Горазд, К. О., Кирилл, Мефодий, Наум и Савва. Напротив изображены т. н. пятозарные мученики. Обе композиции часто появлялись в храмах в период болг. возрождения, напр. в росписи храма мон-ря равноап. Наума в Охриде (1806).
В Кастории традиция включения образа К. О. в роспись храмов сохранялась и позже: напр., в митрополичьей ц. Пресв. Богородицы Порфирной (нач. ХVIII в.) святой представлен вместе с равноап. Наумом Охридским.
Икона кон. XIII в. находится в ц. святых Космы и Дамиана (Малые св. Врачи) в Охриде: К. О. изображен в полный рост в архиерейских одеждах, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие (Грозданов. 1983. С. 54; Миљковиќ-Пепек. 1996. С. 100).
Худож. Иоанну Теорианису приписывают создание 2-сторонней иконы с образами К. О. и равноап. Наума Охридского из ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (посл. четв. XIV в., Галерея икон, Охрид; см.: Грозданов. 1983. С. 106; Георгиевски. 1999. С. 10-11. Кат. 29. Ил. на с. 75; Джурич. 2000. С. 202, 410). Сложная моделировка ликов с теплым розоватым вохрением, характерные тонкие движки-пробела напоминают по стилю монументальные работы Теорианиса, расписавшего в 1346-1350 гг. кафедральный собор Св. Софии в Охриде; предполагают, что именно там первоначально находилась икона. Характер доски, расположение святых на обеих сторонах иконы указывают, что она создавалась как выносная; в день памяти Охридских просветителей икону крестным ходом обносили вокруг города. Иконография (святитель изображен полуфигурно в красно-коричневой фелони с омофором, на белом фоне к-рого выразительно смотрятся большие золотые кресты с черной обводкой, правой рукой благословляет, в покровенной левой держит Евангелие) была в общих чертах повторена на иконе К. О. из того же собора (2-я пол. XVI в., Галерея икон, Охрид; см.: Георгиевски. 1999. Кат. 35. Ил. на с. 87; образ равноап. Наума Охридского представлен на парной иконе того же времени). Однако ее письмо безыскусно, лик сохраняет типологические черты К. О., в его лепке превалирует не живописное, а графическое решение (грубая карнация от темного к светлому); омофор серо-черный, левая рука не покрыта.
В числе избранных святых К. О. изображен на нижнем поле иконы Пресв. Богородицы «Пантонхара», написанной Дичо Зографом из с. Тресонче для ц. св. Иоанна Богослова в Канео на Охридском оз. (1844, Галерея икон, Охрид; см.: Там же. Кат. 41. Ил. на с. 99). О степени почитания К. О. говорит то, что он изображен в центре, между св. Иоанном Предтечей, которому посвящен храм, и свт. Николаем Чудотворцем (также представлены великомученики Георгий и Димитрий, свт. Афанасий и мч. Георгий Кратовский); святитель облачен в фелонь, в левой руке держит открытое Евангелие, правой благословляет; характерные черты облика К. О. сохранены.
Кон. ХIV- нач. ХV в. датируется икона из Церковно-археологического музея в Софии: К. О. представлен в традиционной для святителя иконографии, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие (Василиев. 1966. С. 360).
На окладе болг. патриаршего Евангелия, обнаруженного Н. П. Кондаковым в 1900 г. в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (рукопись ХIV в.; см.: Кондаков. 1909. С. 273 сл. Табл. ХIII; о различных датировках оклада ХIV-XVII вв., см.: Баласчев. 1916. С. 2; Василиев. 1966. С. 350; Герасимов. 1966. С. 387; Грозданов. 1983. С. 55, 103), помимо евангельских сцен «Распятие», «Благовещение», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Сошествие во ад» и «Рождество Христово» на нижнем поле в центре помещены фигуры К. О. и вмч. Пантелеимона. Т. Герасимов считал, что образы святых были выполнены позже (Герасимов. 1966. С. 387; Idem. 1970. С. 139-140). Еще один образ К. О. помещен на окладе иконы Спасителя из иконостаса ц. Св. Софии в Охриде, подаренной храму севастократором Иоанном Дукой (1126-1200) (Грозданов. 1983. С. 55).